Телефон спортклуба восточных единоборств "Ровесник" в Москве: +7 (499) 156 14-83
работает. Сейчас можно звонить по этим двум телефонам:
+7 (499) 156 14-83, +7 964 524-4826

НОВОСТИ КЛУБА

Внимание! Любое использование материалов с сайта без согласия авторов является нарушением авторских прав

Спортивному клубу "Ровесник" требуется администратор на ресепшен, пенсионного возраста и со знанием компьютера. Обращаться по телефону +7 916 608 81-18

Сапожникова Анна - 1-ое место в Первенстве Москвы по ката каратэ среди девочек 8-9 лет

С 10 апреля 2017 г. Новый класс Йога-терапии с элементами критического выравнивания (начальный уровень). Выравнивание и оптимизация шейного, грудного, поясничного отдела и оптимизация суставов.

Мабуни Кэнва

Заповеди для изучающего каратэ-до

Правильное значение и ошибочные толкования выражения "в каратэ не нападают первым"

Перевод выполнен по изданию: Мабуни Кэнва, Накасонэ Гэнва. Кобо кэмпо каратэдо нюмон («Вводный курс каратэдо - искусства нападения и защиты»). Гинован (Окинава), 1996 (репринт издания 1938 г.).
Статья опубликована в журнале "Додзё", 2002 г.

Существует такая заповедь: “в каратэ не нападают первым” (каратэ-ни сэнтэ наси). Правильный смысл этой заповеди состоит в том, что настрой у занимающегося каратэ не должен быть воинственным. Она указывает, что, овладевая каратэ, человек не имеет права безрассудно наносить другим удары руками и ногами.

Поскольку мне кажется, что существует два варианта неверного толкования этой заповеди, я хотел бы здесь указать на правильный ее смысл.

Первый вариант ошибочного толкования заповеди "в каратэ не нападают первым" принадлежит сторонним людям, не занимающимся каратэ. Они говорят: "Бой целиком таков, что в нем побеждает тот, кто сможет использовать свой шанс, захватив инициативу, опередив противника Что же касается заповеди «в каратэ не нападают первым», то она отражает пассивный настрой, не согласующийся с духом японского будо" Однако люди, толкующие заповедь "в каратэ не нападают первым" в таком духе забывают о том, что целью воинского искусства является поддержание мира. Они забывают исконную цель будо, идеал которого заключен в иероглифе “воинский”, буквально означающем “останавливать оружие”. Это слова людей, которые не понимают, что истинный дух японских будо “не является воинственным”.

Естественно, что, в полном соответствии со здравым смыслом, в том случае, когда кто-то нарушает мир, когда человеку причиняют зло, то есть в том случае, когда воин оказывается перед лицом сражения, он должен взять инициативу в свои руки и пресечь проявление насилия. И никакого противоречия с заповедью “в каратэ не нападают первым” здесь нет.

Второй вариант ошибочного толкования заповеди “в каратэ не нападают первым” принадлежит тем, кто занимается каратэ. Не зная, что в этой заповеди речь идет о духе каратэ, они стремятся соблюдать ее в форме, то есть дожидаются нападения противника. В той ситуации, когда бой уже неизбежен, как я уже сказал выше, нужно взять инициативу в свои руки, нужно стремиться опередить противника (сэнсэн-но сэн), поскольку в этом состоит логика военного искусства.

Таким образом, правильный смысл заповеди “в каратэ не нападают первым” заключается в том, что человек, занимающийся каратэ, никогда не питает воинственности, настраивающей его на то, чтобы первым затевать драку, и по отношению к другим людям проявляет прекрасную добродетель любезности и скромности.

Три причины, по которым ката начинаются с блоков

Заповедь “в каратэ не нападают первым” часто объясняют во взаимосвязи с ката. Поэтому в отношении ката также можно услышать критические высказывания, аналогичные первому ошибочному толкованию заповеди #8220;в каратэ не нападают первым”, о которым я говорил выше: “Все ката каратэ начинаются с блоков и, следовательно, прививают пассивность”. Мне хотелось бы пояснить этот вопрос.

Существует три важных причины, по которым все ката каратэ начинаются с блоков.

Во-первых, это объясняется тем, что в каратэ культивируют правильный психологический настрой, характеризуемый заповедью в каратэ не нападают первым”.

Во-вторых, ката каратэ начинаются с блоков, потому что это согласуется с высшими секретами (гокуи) военного искусства. В [книге] о военном искусстве Сунь-цзы¹ говорится: “Если знаешь противника и себя, сто раз сразившись с ним, не потерпишь поражения. Если не знаешь противника, но знаешь себя, один раз выиграешь, один раз потерпишь поражение. Если не знаешь ни противника, ни себя самого, каждый раз, когда будешь сражаться с ним, будешь терпеть поражения”. Великие мастера каратэ исстари выписывали эти слова и держали их при себе Поэтому в том, что все ката каратэ начинаются с блоков, заключен глубокий смысл, а именно: защитившись от атаки противника, узнай его. Нельзя бросаться в атаку, очертя голову, не зная того, насколько реально силен твой противник, что называется, “слепой не боится змеи”. По этой причине существуют даже такие ката, в которых, для того, чтобы узнать противника, в ситуации, когда нужно быть особенно осторожным, в качестве первого движения используют даже блоки с поддержкой второй рукой (сасаэ-укэ: см. ката Бассай дай) Как говорит Сунь-цзы, “тот, кто изначально хорошо сражается прежде всего достигает непобедимости, а потом выжидает возможность верной победы над врагом”. Иными словами, в первую очередь нужно занять такую позицию, где враг не сможет нанести тебе поражения, а уже потом воспользоваться уязвимостью позиции противника. Это столь важно, что [Сунь-цзы] говорит об этом в самом начале четвертой главы [своего трактата] “Форма войска” как о главном ключе к размещению войск на поле боя.

Таким образом, второй причиной, по которой ката каратэ начинаются с блоков, является следование принципу, гласящему, что, прежде всего, необходимо узнать противника, а затем, заняв такую позицию, на который ты не можешь потерпеть поражения, взять в свои руки инициативу и одержать победу во всех ста боях. По этой же причине в данном курсе лекций при объяснении ката мы всегда начинаем с того, что указываем на необходимость отступить на один шаг с блоком.

Третья причина заключается в том, что блок одновременно является и атакой. Таким образом, то, что все ката каратэ начинаются с блоков, является выражением истинного достоинства каратэ, в котором приемы защиты одновременно являются приемами нападения. С одной стороны, в каратэ, в точном соответствии с иероглифами, которыми записывается это название, используются голые руки и голые кулаки, но, с другой стороны, в этом боевом искусстве голые руки и голые кулаки сами по себе являются оружием. Поэтому, когда противник наносит каратисту удар кулаком (буквально, костяшками кулака), каратист разворачивается корпусом и отражает его удар отбивом в сторону (ёко-ути; это положение верно и в отношении всех других способов блокирования). При этом он не переходит от блока к атаке, а сам его блок в его обычном виде, обладая силой, превосходящей силу атаки противника, пресекает его атаку. Достижение такой разрушительной мощи и является целью закалки, практикуемой в каратэ. На практике такой разрушительной мощью обладает только натренированный боец.

В боевых искусствах, в которых используется оружие, боец сначала блокирует атаку противника своим оружием, а только потом приводит свое оружие в соприкосновение с телом противника, и у него нет иной возможности провести атаку. Поэтому его действия оказываются разделенными на две ступени, защита носит пассивный характер, а атака - активный. В каратэ же, где оружием является само тело, демонстрируется чудесность (мё) нераздельного единства пассивного и активного, поскольку защита одновременно является и нападением. Поэтому, из-за того, что люди не знают чудесной сущности (мёми) каратэ как вида боевого искусства, подлинной ценности каратэ, они и не могут понять истинную ценность того, что все ката каратэ начинаются с блоков и, толкуя каратэ как боевое искусство, стоящее в одном ряду с другими боевыми искусствами, делают ошибки.

Поскольку существует три вышеперечисленных важных причины, по которым ката каратэ начинаются с блоков, очень важно изучать ката, постоянно отдавая себе полный отчет в истинном значении этого факта.

Примечания:

1. Сунь-цзы (Сунь У) - полководец и теоретик военного искусства, которому приписывается авторство на трактат “Сунь-цзы бинь фа”, или, сокращенно, “Сунь-цзы”, - первого и наиболее авторитетного трактата по военному делу в Китае.

Источник

Далее

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Спортклуб восточных единоборств Ровесник ©2006-2015
+7 (499) 156 14-83, +7 964 524-4826
Студия веб дизайна - Реструктуризация сайта ©2011-2015 L-999   
+7 (926) 536-4508, +7 (495) 452-4348

Ссылки